МАДОУ Белоевский детский сад
МАДОУ Белоевский детский сад МАДОУ Белоевский детский сад МАДОУ Белоевский детский сад МАДОУ Белоевский детский сад

       Одним из актуальных направлений социально-психологического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально опасного положения и социального сиротства. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей группы риска социально опасного положения, а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.
      Актуальность данного направления обусловлена увеличением числа случаев жестокого обращения с детьми дошкольного возраста, общей социально-экономической нестабильностью современного общества, вследствие чего  растёт число семей, с трудом справляющихся с воспитательными функциями. 
       Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.
       Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска. 
       В нашем ДОУ создана система ранней профилактики. Она направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка. 
       В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива ДОУ. Мы придерживаемся следующего определения: «семья группы риска социально опасного положения –это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и(или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего».  
      Ежегодно в течение сентября во всех группах дошкольного учреждения мы проводим мониторинг  социального статуса семей. Воспитатели предоставляют педагогу-психологу сведения о семьях группы риска (СОП). К ним относятся: — семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет; опекунские семьи; семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.);  семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты. Все эти факторы снижают воспитательный потенциал семьи, то есть её способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. И эти семьи в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных социальных факторов.
После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом сопровождении. В состав ПМП(к) входят заведующий ДОУ, педагог-психолог, логопед, медицинский работник, члены методического совета ДОУ.
     Одна из главных задач консилиума – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению. На консилиуме обсуждаются причины возникновения осложнений у ребёнка, составляются и утверждаются индивидуальные планы сопровождения семей. В эти планы, в зависимости от потребностей конкретного ребёнка, могут быть включены такие направления деятельности, как:
диагностика психического развития ребёнка;
организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.);
— диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом;
— оказание консультативной помощи всеми специалистами ДОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений;
— направление на консультацию к врачам – специалистам (невропатолог, ортопед, ортодонт, психотерапевт и т.д.);

       Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность, которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.

ПРИКАЗ МАДОУ «Белоевский детский сад» от 15.09.2017 г. №211 «Об утверждении Положения о проведении профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении и группе риска, а также снятыми с учета социально-опасного положения в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Белоевский детский сад»          СКАЧАТЬ

 

Положение о проведении профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении и группе риска, а также снятыми с учета социально опасного положения  в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Белоевский детский сад»    СКАЧАТЬ

Постановление Правительства Пермского края от 26.11.2018 г. № 736-п «Об утверждении порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 28.09.2016 г. № 846-п «Об утверждении порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения»

Положение об информационном учете семей и детей группы риска СОП

План работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении и семьями «Группы риска» на 2018-2019 учебный год МБДОУ «Белоевский детский сад»            СКАЧАТЬ